Артезин при лечении простаты

Доброкачественная гиперплазия

японская сказка а. рюноскэ скачать

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ У ДЕТЕЙ
В МЕЖПРИСТУПНОМ И ПРИСТУПНОМ ПЕРИОДАХ

© Янина Александровна, 2005

Информация на этой странице предназначена исключительно для профессионалов здравоохранения. Не используйте ее для самодиагностики и самолечения. Обратитесь к врачу!

КЛИНИКО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НАЗНАЧЕНИЯ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Средства ЛФК, рефлекторно и гуморально возбуждая дыхательные центры, способствуют улучшению вентиляции и газообмена. Под влиянием лечебной гимнастики и массажа повышается общий тонус и улучшается психологическое состояние больного, функции центральной нервной системы, улучшаются нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга и взаимодействие коры и подкорки; активизируются защитные силы организма; создается оптимальный фон для использования всех лечебных факторов.

Систематические физические упражнения, улучшая крово- и лимфообращение в легких и плевре, способствуют более быстрому рассасыванию экссудата. Структуры регенерирующих тканей приспосабливаются к функциональным требованиям. Атрофические и дегенеративные изменения могут частично подвергнуться обратному развитию. Это касается в равной мере легочной ткани, дыхательной мускулатуры, суставного аппарата, грудной клетки и позвоночника.

Физические упражнения способствуют предупреждению ряда осложнений, которые могут развиться в легких и в плевральной полости (эмфизема), и вторичных деформаций грудной клетки. Существенным результатом трофического воздействия физических упражнений становится восстановление эластичности и подвижности легкого. Улучшение оксигенации крови при выполнении дыхательных упражнений улучшает обменные процессы в органах и тканях.

При любом заболевании органов дыхания, вызывающем расстройства дыхательной функции, и при бронхиальной астме в том числе, в порядке приспособления формируются самопроизвольные компенсации. При сочетании с различными условными раздражителями они могут закрепляться. В ранний период заболевания, применяя упражнения с произвольно редким и глубоким дыханием, удается быстрее сформировать рациональную компенсацию. Более совершенные компенсации при сформировавшихся необратимых изменениях (эмфизема) обеспечиваются с помощью упражнений, акцентирующих отдельные фазы дыхания, обеспечивающих тренировку диафрагмального дыхания, укрепление дыхательной мускулатуры и увеличение подвижности грудной клетки. При выполнении физических упражнений мобилизуются вспомогательные механизмы кровообращения, повышается утилизация кислорода тканями. Это способствует борьбе с гипоксией.

Физические упражнения содействуют выведению отделяемого гиперсекретирующих бронхов из воздухоносных путей.

Физические упражнения могут способствовать нормализации нарушенной дыхательной функции. В основе механизма нормализации лежит перестройка патологически измененной регуляции функции органов внешнего дыхания. Восстанавливающийся при регенерации концевой аппарат интерорецепторов создает предпосылки для нормализации рефлекторной регуляции дыхания. Путем произвольного управления всеми доступными компонентами дыхательного акта достигаются полное равномерное дыхание, должное соотношение вдоха и выдоха и акцент на выдохе, необходима глубина (уровень) дыхания, полноценное расправление и равномерная вентиляция легких. Постепенно формируется произвольно управляемый полноценный двигательный акт, закрепляющийся в процессе систематической тренировки по механизму образования условных рефлексов. Нормализация газообмена при этом происходит в результате воздействия не только на внешнее, но и на тканевое дыхание (повышение окислительных процессов на периферии и коэффициента утилизации кислорода под влиянием физических упражнений).

В исследовании Т. Н. Суровенко, А. В. Ящук et al. показано, что после 6-9 месяцев тренировок 34% детей отказались от базисной терапии, при этом заболеваемость ОРВИ снизилась в младшей группе обследуемых детей в 3,7 раза, количество приступов бронхообструкции – в 4,3 раза, длительность обострений – в 2,4 раза, потребность в бронхолитиках – в 4,7 раза. У детей старшей возрастной группы с исходно лучшими показателями заболеваемость ОРВИ, количество обострений и дней болезни снизились почти в 2 раза на фоне улучшения качества жизни и снижения частоты и доз применяемых медикаментов. К концу 1-го года занятий в 2 раза и более сократилось число обращений к врачам специалистам, вызовов скорой медицинской помощи – с 3 до 0. После 1 года занятий дети в 2,5 раза реже госпитализировались с обострением бронхиальной астмы, после 2 лет занятий случаев госпитализации не было.

Кроме того, при бронхиальной астме страдают и многие другие системы организма, в первую очередь сердечно-сосудистая. Физические упражнения оказывают нормализующее влияние на кровообращение. Они положительно воздействуют на динамику нервных процессов в коре больших полушарий головного мозга и на адаптацию организма к различным физическим нагрузкам.

Следовательно, задачами ЛФК при бронхиальной астме являются:

1. Нормализация механизма дыхательного акта.

2. Увеличение силы дыхательной мускулатуры и подвижности грудной клетки

3. Повышение устойчивости организма к воздействию внешней среды.

4. Повышение психологической устойчивости больного.

ПОКАЗАНИЯ И ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛФК

1. Общие противопоказания для проведения ЛФК.

2. Дыхательная и сердечная недостаточность с декомпенсацией функций этих систем.

3. Астматический статус.

СРЕДСТВА, ФОРМЫ, МЕТОДЫ ЛФК ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Физические упражнения

Исходное положение – лежа на спине с приподнятым головным концом кровати, сидя на стуле (подобрать удобную для больного позу с целью максимально возможного расслабления мышц); это способствует лучшей экскурсии грудной клетки, облегчает выдох.

В первые дни в занятия вводят упражнения для мелких и средних мышечных групп и суставов дистальных отделов конечностей в сочетании с дыхательными упражнениями. По мере улучшения состояния больного в занятия включают активные движения конечностями (средние и крупные мышечные группы и суставы), туловищем в сочетании с дыхательными упражнениями и паузами для пассивного отдыха и расслаблением мышц. Занятия дополняют ходьбой в пределах палаты, затем отделения. Во время ходьбы больной выполняет упражнения с предметами.

Любое упражнение выполняют на выдохе (например, наклоны туловища, сгибание и разгибание рук etc.); после нескольких повторений движения следует предоставить паузу для отдыха или предложить упражнения, направленные на расслабление мышечных групп.

Больным бронхиальной астмой противопоказаны упражнения, связанные с натуживанием и задержкой дыхания (более 5-7 с).

Соотношение дыхательных и общетонизирующих упражнений должно быть равным 1:1, дыхательные упражнения не должны занимать более 40-50% общего времени процедуры. В подготовительном периоде обязательно строгое распределение нагрузки по частям процедуры лечебной гимнастики.

После восстановления основных показателей функции внешнего дыхания в занятия включают общеразвивающие упражнения, способствующие тренировке экстракардиальных факторов кровообращения, повышению силы мышц спины, ног и рук. После 1-2 общеразвивающих упражнений должны следовать упражнения на расслабление мышц.

В период ремиссии включают также упражнения с небольшими отягощениями, дозированным сопротивлением, со снарядами и на снарядах в сочетании с дыхательными упражнениями.

При наличии такой клинико-этиологической формы бронхиальной астмы, как астмы физического усилия (напряжения), противопоказаны все формы физической культуры, сопряженные с воздействием холодного воздуха на воздухоносные пути.

Массаж

Одним из применяемых во всем мире методов немедикаментозной терапии, направленной на уменьшение этих симптомов, является массаж грудной клетки. Как неспецифический раздражитель он может использоваться по методикам местного и рефлекторного воздействия и включать в себя различные приемы, такие как перкуссия, вибрация, постуральный дренаж.

Во время приступа целесообразно провести массаж грудной клетки, включая межреберные промежутки, массаж мышц живота и воротниковой зоны.

На ранних этапах развития бронхоспазма или как вспомогательное средство купирования приступа очень эффективны приемы точечного массажа. В межприступном периоде массаж биологически активных точек проводят 1 раз в день с превентивной целью.

Кроме того, в межприступный период используют сегментарный и баночный массаж, самомассаж.

Естественные факторы природы

Галотерапия (спелеотерапия) является одним из наиболее популярных в Европе и России методов альтернативной медицины при бронхиальной астме. Галотерапия – метод лечения, основанный на применении искусственного микроклимата, близкого по параметрам к условиям подземных карстовых пещер или соляных копей. Основными действующими факторами воздушной среды соляных копей, пещер или галокамер являются высокодисперсный аэрозоль хлорида натрия, а также отрицательные аэроионы.

Очень важным фактором является присутствие в соляных пещерах больших концентраций углекислого газа. В атмосфере содержатся очень низкие концентрации углекислого газа (0,03%), концентрация же его в соляной пещере в 5 или 10 раз выше, однако не является критической. В то же время более высокое содержание углекислого газа оказывает воздействие на вегетативную нервную систему и стимулирует более глубокое и интенсивное дыхание, что дает эффект дыхательной тренировки.

Современная галокамера представляет собой специально оборудованное помещение, на стены которого нанесено специальное солевое покрытие. Оно является буферной емкостью по отношению к атмосферной влаге, способствует поддержанию асептических и гипоаллергенных условий среды. В лечебном помещении галокамеры создается и поддерживается лечебная аэродисперсная среда, насыщенная сухим аэрозолем хлорида натрия с преобладающей респирабельной фракцией частиц в определенных диапазонах концентрации, в результате чего реализуются такие лечебные эффекты, как противоотечный, бактерицидный, муколитический, гипосенсибилизирующий, седативный. Галоаэрозоль, состоящий из отрицательно заряженных частиц сухого хлорида натрия, проникает в глубокие периферические отделы респираторного тракта и оказывает мукорегулирующее действие в самых труднодоступных зонах. При проведении повторных процедур галоаэрозоль действует как физиологический стимулятор защитных реакций дыхательных путей. Положительное действие при бронхиальной обструкции наблюдается независимо от ее характера, но наиболее отчетливо проявляется при выраженной ее степени. Эффективность действия галоаэрозольной терапии на бронхиальную проходимость обусловлена влиянием на воспалительный компонент, изменением реологических свойств мокроты, приводящим к повышению скорости мукоцилиарного клиренса. Улучшение дренажной функции и уменьшение воспаления дыхательных путей могут опосредованно способствовать снижению гиперреактивности бронхов и оказывать влияние на бронхообструктивный компонент.

Некоторые страны, например, Великобритания и США, не признают за этим методом каких-либо преимуществ и не используют его по причине отсутствия серьезных научных исследований. В странах Центральной Европы, например, в Германии, спелеотерапия переживает в течение последнего десятилетия всплеск популярности. Это, пожалуй, единственный метод, который позволяет создавать хотя бы на короткий промежуток времени "идеальные" условия окружающей среды, что очень важно для ребенка, страдающего бронхиальной астмой.

Одним из патогенетически обоснованных методов физиотерапии, наиболее часто применяемым при бронхиальной астме в России и за рубежом, являются аэрозольтерапия и ее разновидность – небулайзерная терапия. Для ингаляций применяют лекарственные препараты. Кроме того, в лечебно-реабилитационный комплекс при бронхиальной астме достаточно часто включают аэроионотерапию, электрофорез, импульсные токи, низкочастотную магнитотерапию (в том числе на область проекции надпочечников), лазерное излучение, высокочастотную терапию на область проекции корней леких, теплолечение. Однако ряд механизмов действия этих факторов еще недостаточно известен и требует дальнейшего изучения.

Видное место в общем комплексе реабилитационных мероприятий занимает курортное лечение, климато-, бальнео-, пелоидотерапия. При назначении курортного лечения учитывается тяжесть клинического течения заболевания, сезон года и климатогеографические особенности курорта. На горных климатических курортах показано лечение больных бронхиальной астмой независимо от клинико-этиологической формы, с сопутствующими аллергическими заболеваниями, с явлениями выраженной реактивности бронхов, с нервно-психическими и эндокринными патогенетическими сдвигами. Надо учитывать, что высокогорная гипоксия активирует функцию надпочечников как у здоровых людей, так и у больных бронхиальной астмой. На приморские курорты целесообразно направление больных с бронхиальной астмой, осложненной эмфиземой легких, и при наличии нестойкой ремиссии воспалительного процесса в бронхолегочном аппарате. При этом не рекомендуется вывозить детей на Черноморское побережье Кавказа. Лучшим выбором считается Кисловодск, далее – южный берег Крыма. Лечение в местных специализированных санаториях и отделениях, где микроклиматические условия мало отличаются от места постоянного жительства больных, проводится лицам с нестойкой ремиссией бронхиальной астмой, при выраженной легочной недостаточности и реконвалесцентам. Кроме того, в местные оздоровительные базы (санатории, дома отдыха, профилактории), расположенные в благоприятных микроклиматических зонах (сухая местность со смешанным лиственным лесом, подальше от сосновых массивов, так как замечено, что в ряде случаев резкий сосновый запах может поддерживать астматическое состояние), показано направление лиц, угрожаемых по бронхиальной астме, или с явлениями предболезни. В некоторых лечебных учреждениях внедрены так называемые безаллергенные палаты, в которых формируется воздушная среда со сниженным содержанием аллергенов с помощью воздухоочищающих аппаратов системы HEPA (High Efficiency Particulate Air), позволяющих элиминировать пыль, пыльцу растений, клещи, грибы, вирусы, бактерии, различные газообразные вещества, такие, как окись азота, окись серы, табачный дым.

Поскольку часто бронхиальная астма носит инфекционно-аллергический характер, важно повышение общего иммунитета, что достигается закаливанием. С. М. Иванов для закаливания детей, страдающих бронхиальной астмой, рекомендует ежедневные ножные ванны по следующей схеме: перед сном погружают в таз с чуть теплой водой (37-38?) только ступни. Первый день вся процедура занимает только 1 минуту. Ноги из воды вынимают и насухо вытирают. На другой день ножные ванны проводят уже две минуты и так каждый день прибавляют по одной минуте. Через 10 дней температуру воды в тазу снижают до комнатной (18-20?). Еще через 10 дней в таз уже можно наливать воду прямо из водопроводного крана. В последующие дни ножную ванну проделывают в течение 10 минут.

СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. "Ворона". Исходное положение: сидя на скамейке, поднять руки через стороны вверх (вдох). Медленно опускать руки вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук К-А-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

2. "Гуси". Исходное положение: сидя на скамейке, руки к плечам. Сделать вдох, затем наклонить туловище вперед, сделать длинный выдох с произношением звуков Г-А-А или Г-У-У или Г-О-О. Повторить 4-5 раз.

3. "Жук летит". Исходное положение: сидя на скамейке, руки на поясе. Сделать вдох, повернуть туловище направо, правую руку отвести в сторону и назад (выдох), на выдохе подражание звуку летящего жука Ж-Ж-Ж, вернуться в исходное положение; сделать вдох и то же движение повторить в левую сторону с отведением левой руки до отказа в сторону и назад с произношением на выдохе звука Ж-Ж-Ж. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. "Аист". Исходное положение: стоя, ноги вместе. Поднять руки в стороны, одну ногу приподнять и согнуть (вдох). Медленно опустить руки и ногу (выдох). На выдохе протяжно произносить звук Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

5. "Журавль". Исходное положение: ноги вместе, руки вниз. Поднять руки в стороны (вдох), опустить медленно вниз (выдох). На выдохе громко произносить звук У-У-У-Р-Р. Повторить 3-4 раза.

6. "Игра в мяч". Исходное положение: стоя, ноги расставлены в стороны. Большой резиновый мяч держать двумя ладонями на груди. Сделать вдох. Бросить мяч от груди вперед (выдох). На выдохе произносить звук Б-Р-У-Х-Х. Сделать 5-6 бросков.

7. "Коршун". Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки на голове (вдох). Быстро присесть, руки опустить вниз, обхватить руками колени (выдох). Сложиться в комочек. Длительно выдохнуть с произношением Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

8. "Птица летит". Быстрая ходьба и бег по комнате (15-20 секунд), руки расставлены в стороны – движение вверх, вниз. Дыхание произвольное. По окончании бега ритмическая ходьба с замедлением.

9. "Заблудился". Исходное положение: ноги вместе, руки сложить рупором, вдохнуть и на выдохе громко и протяжно прокричать А-У-У. Повторить 3-4 раза.

комплекс лечебных упражнений при бронхиальной астме для детей дошкольного возраста

СХЕМА ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1. Исходное положение: ноги вместе, руки вдоль туловища. Одну ногу отставить назад на носок, одновременно руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь, хорошо прогнуться (вдох), затем руки медленно опустить в стороны вниз (выдох). На выдохе при закрытом рте протяжно произносить звук М-М-М до полного выдоха. Повторить 4-5 раз.

2. Исходное положение: ноги расставить в стороны, руки вдоль туловища. Поднять руки вперед (вдох). Затем медленно наклонить туловище вперед и вниз. Покачиваясь в согнутом положении (ноги не сгибать в коленях!), несколько раз достать пол концами пальцев (выдох). На выдохе произносить звук З-З-З. Повторить 3-4 раза.

3. Исходное положение: ноги расставлены в стороны, руки с гимнастической палкой подняты вверх. Вдохнуть, затем наклонить влево туловище, руки и палку (выдох). Принять исходное положение (вдох), затем сделать такой же наклон в другую сторону (выдох). Выдох делать медленно. На выдохе протяжно произносить звук У-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.

4. Исходное положение: лежа на спине (на коврике), ноги вытянуты, руки вдоль туловища. Сделать вдох, после чего ноги согнуть в коленных суставах, обхватить руками и сильно притянуть к груди (выдох). На выдохе произносить протяжно и громко звук П-Ф-Ф-Ф. Повторить 3-4 раза.

5. Исходное положение: лежа на спине (на коврике), ноги вместе, руки вытянуть вверх (лежат на коврике). Сделать вдох, после чего взмахнуть прямыми руками и перейти в положение сидя, потянуться вперед – руки вытянуть, пытаясь достать пальцами рук носки ног. Выдох делать протяжный с одновременным громким произношением звука Б-А-А-Х-Х-Х-Х. Повторить 3-4 раза.

6. Исходное положение: стоя, ноги вместе, руки опущены вдоль туловища. Подняться на носки, плечи оттянуть назад, ладони повернуть от себя – наружу, хорошо прогнуться (вдох). Вернуться в исходное положение – сделать полный выдох с протяжным произношением звука Ш-Ш-Ш. Повторить 4-5 раз.

7. Исходное положение: ноги вместе, руки опущены вдоль туловища, поднять руки вверх в стороны, хорошо прогнуться (вдох), затем медленно присесть, обхватить колени руками, прижать к груди, голову опустить вниз (выдох). Выдох сделать до отказа, при этом громко произносить звук О-Х-Х-Х. Повторить 8-10 раз.

8. Спокойная ходьба по комнате, дыхание произвольное через нос – 2-3 минуты.

9. Исходное положение: сидя на стуле, откинуться на спинку, руки опустить вниз. Мышцы расслабить. Затем руки развести широко в стороны, прогнуться (вдох), не спеша скрестить руки на груди, нажимать на грудную клетку, живот втянуть, голову нагнуть (выдох). Выдох медленный, губы собрать в трубочку, плавно выдыхать воздух до полного выдоха с произношением звука Ф-Ф-Ф. Проделать 4-5 раз с перерывами между упражнениями 20-30 секунд.

комплекс лечебных упражнений при бронхиальной астме для детей школьного возраста

СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПРИ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЕ

Период приступа

При появлении предвестников приступа астмы больному необходимо придать удобное положение (лучше сидя), расслабив мышцы спины, плечевого пояса и нижних конечностей. Расслабление этих мышц улучшает состояние больного, облегчает выдох при приступе удушья благодаря увеличению подвижности ребер, уменьшению избыточной вентиляции легких и улучшению бронхиальной проводимости.

Больного следует предупредить о необходимости поверхностного дыхания, так как глубокий вдох, раздражая бронхиальные рецепторы, может приводить к усугублению и распространению спазма. В то же время на короткий срок (4-5 с) на умеренном выдохе необходимо задержать дыхание, чтобы уменьшить поток патологической импульсации в дыхательный центр. Вдох после задержки дыхания должен быть также поверхностным.

Межприступный период

В межприступный период больной должен овладеть поверхностным дыханием, постепенно увеличивая время задержки дыхания на умеренном выдохе (контроль методистом по секундомеру). Большое внимание уделяется как статическим (диафрагмальным), так и динамическим дыхательным упражнениям.

Упражнения с медленным полноценным и удлиненным выдохом обеспечивают более полноценное выведение воздуха из эмфизематозно растянутых альвеол через суженные бронхиолы и тренируют диафрагму и мышцы брюшного пресса, участвующие в полном выдохе.

Широко используется "звуковая гимнастика", состоящая из специальных упражнений, связанных с произнесением звуков. В начале звуковой гимнастики делают "закрытый стон" – "ммм" и очистительный выдох – "пфф". При звуковой гимнастике вибрация голосовых связок передается на трахею, бронхи, легкие, грудную клетку, что вызывает расслабление спазмированных бронхов и бронхиол. По силе воздушной струи согласные делятся на 3 группы: наибольшая сила развивается при звуках п, т, к, ф, которые требуют значительного напряжения мышц грудной клетки и диафрагмы, средней интенсивностью обладают звуки б, г, д, в, з, наименьшей – звуки м, к, л, р. Цель звуковой гимнастики – выработать соотношение продолжительности фаз вдоха и выдоха 1:2. При медленном, спокойном вдохе с паузой после вдоха происходит наиболее полный газообмен в альвеолах и вдыхаемый воздух полностью перемешивается с альвеолярным. После небольшой паузы следует сделать медленный выдох через рот, после выдоха – более продолжительную паузу. Гласные звуки произносят в определенной последовательности: например, бух, бот, бак, бех, бих. Вибрирующий рычащий звук р-р-р-р-р очень эффективен при обструктивном синдроме.

"Звуковая гимнастика" способствует формированию правильного чередования фаз вдоха, выдоха и дыхательной паузы; путем вибрации расслабляет спазмированные бронхи, способствует лучшей эвакуации мокроты; при помощи создания небольшого положительного давления на выдохе увеличивает равномерность альвеолярной вентиляции и препятствует раннему экспираторному закрытию дыхательных путей.

При "звуковой гимнастике" делают вдох через нос (1-2 с), паузу (1 с), активный выдох через рот (2-4 с), паузу (4-6 с). К достоинствам этой гимнастики можно отнести возможность практически постоянного применения в поликлинических и санаторных условиях после обучения больных.

Кроме "звуковой гимнастикий, для улучшения вентиляции применяют специальные приспособления – мундштуки для пассивного выдоха, а также дыхание в сосуд, наполненный водой, через тонкую трубочку и надувание резиновых игрушек. Используются также системы резистивной тренировки дыхательных мышц (Resistance Muscle Training System).

По методике волевой ликвидации глубокого дыхания (метод Бутейко) больные производят медленный и очень поверхностный выдох в течение 3-4 с и фиксируют паузу 3-4 с. Частота дыхания должна соответствовать 6-8 в минуту. Тренировки проводят постоянно, не менее 3 ч в сутки, сначала в покое, а затем и при движении. Кроме того, рекомендуются 2-3 максимальные задержки дыхания, доводя их продолжительность до 60 с и более, не менее 3 раз в сутки.

Метод К. П. Бутейко может давать некоторый лечебный эффект у ряда больных бронхиальной астмой, так как создаваемая гиперкапния и снижение скорости движения воздуха в бронхах уменьшают раздражение ирритативных рецепторов. Вместе с тем примерно у 2/3 больных возникает так называемая реакция выздоровления с характерными для гиперкапнии симптомами (сонливость, головная боль, боли в мышцах, озноб, повышение температуры, бессонница) и появляется опасность глубокого расстройства кислотно-щелочного равновесия.

Дыхание по методике А. Н. Стрельниковой не получило широкого распространения главным образом из-за технической сложности и отсутствия существенных преимуществ перед другими видами респираторной гимнастики. Для тренировки мускулатуры, участвующей в акте дыхания, создают своего рода сопротивление путем выполнения движений, сжимающих грудную клетку на вдохе.

Элементы йоги включают "асаны" – физические упражнения, в которых используются различные статические положения, и "пранаяма" – специальные дыхательные упражнения в определенной последовательности.

Методика произвольного снижения минутного объема дыхания (по В. В. Гневушеву): в начале обучения делают акцент на навыке полного дыхания. На вдохе передняя стенка живота выпячивается с одновременным или последующим подниманием грудной клетки. На выдохе грудная клетка опускается, живот втягивается. Далее навыки смешанного дыхания сочетают с удлиненным вдохом по отношению к выдоху. Соотношение длительности вдоха и выдоха (в секундах) обозначают термином "дыхательный интервал". Этому режиму дыхания обучают для увеличения дыхательного объема в результате удлиненного вдоха, снижения минутного объема дыхания.

При обучении произвольному снижению МОД необходимо делать вдох через нос, ненапряженный, бесшумный, удлиненный, с обязательным сохранением возможности его небольшого продолжения, выдох через нос, полный, произвольный или непроизвольный. Исключаются упражнения, вызывающие одышку или затрудненное дыхание.

При тренировке дыхательный интервал должен последовательно составлять 2:4 – 3:4 – 4:4 – 6:4 – 8:3 etc. В результате секундные объемы вдоха постепенно уменьшаются, а выдоха повышаются. Каждый непроизвольно удлиненный вдох и выдох удобно сочетать с движением рук, ног, туловища, бегом, ходьбой.

Тренировку в ходьбе начинают с выработки у больного навыка управления дыханием. На первых занятиях больной должен отработать следующий ритм движения: на 1-2 шага – вдох, на 3-4 – выдох, постепенно увеличивая число шагов на выдохе. По мере адаптации организма к движению расстояние увеличивают с постепенным повышением темпа движении и уменьшением числа остановок.

МЕТОДЫ УЧЕТА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛФК

1. Субъективное определение качества жизни детей по адаптированному на русский язык опроснику Childhood Asthma Questionnaire: хорошим результатом считается ликвидация приступов удушья, одышки (возможно сохранение легкой одышки и кашля при физической нагрузке и охлаждении), редкое использование симпатомиметиков, полный отказ от глюкокортикоидов.

2. Определение пиковой скорости выдоха при помощи пикфлуометра перед началом тренировки и после нее, перед началом цикла тренировок и после его окончания. Расчет коэффициента бронходилатации, который при хорошем результате превышает 15%: КБ= (ОФВ1 после лечения – ОФВ1 до лечения) х 100% / ОФВ1 до лечения.

3. Определение уровней кортизола в крови и моче.

4. Оценка функционального состояния дыхательных мышц при помощи рентгенопневмополиграфии (амплитуда смещения ребер и диафрагмы).

5. Определение биомаркеров воспаления (метаболитов NO) в конденсате выдыхаемого воздуха и жидкости назального лаважа. Конденсат выдыхаемого воздуха (3 мл) собирают в положении сидя после тщательного 5-кратного полоскания полости рта кипяченой водой. Назальный лаваж проводят путем промывания носовых ходов 2 мл забуференного физологического раствора.

6. Традиционно определяют показатели состояния сердечно-сосудистой системы, однако отмечено, что изменения ЧСС и АД мало коррелируют с состоянием функции внешнего дыхания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Л. В. Борисенко, Т. Г. Смирнова, В. И. Амосов, Г. С. Амоаший Клинико-функциональная эффективность резистивной тренировки дыхательной мускулатуры в реабилитации больных предастмой и бронхиальной астмой. – в: Пульмонология, №1, 1994.

2. Н. Н. Бримкулов Высокогорная климатотерапия больных бронхиальной астмой. – в: Терапевтический архив, т. 63, №8, 1991.

3. И. И. Васильева, А. Г. Чучалин Новые аспекты лечения атопической бронхиальной астмы с применением воздухоочистительных аппаратов "Аэр-О-Мед 150" – в: Пульмонология, №1, 1994.

4. В. А. Епифанов Лечебная физическая культура. М., Гэотар-Мед, 2002.

5. Я. М. Зонис Курортное лечение в комплексе реабилитационных мероприятий больных бронхиальной астмой. – в: Пульмонология, №1, 1994.

6. С. М. Иванов Лечебная гимнастика для детей, больных бронхиальной астмой. М., Медицина, 1974.

7. Н. А. Мокина Немедикаментозная терапия бронхиальной астмы у детей. Современное состояние проблемы. – в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2003.

8. Т. Н. Суровенко, А. В. Ящук, Т. Я. Янсонс, С. Н. Ежов Эффективность кинези- и гидрокинезитерапии в лечении детей, больных бронхиальной астмой. – в: Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры, №3, 2003.

9. Л. М. Труфанова, С. С. Белоносов, И. И. Рубцова, В. В. Чельцов, В. К. Лепахин, В. С. Моисеев Астма физического усилия и эффект нифедипина и дилтиазема. – в: Терапевтический архив, т. 63, №8, 1991.

Источник: http://med-stud.narod.ru/med/allergy/asthma-pt.htm...